Церковь Успения Божьей матери
В конце узкого залива Онежского озера Чупа-губы, у самой воды стоит один из самых замечательных памятников деревянного зодчества— Успенская церковь, воздвигнутая в 1774 году.
Церковь расположена на небольшом скалистом полуострове, на самой высокой его точке.
Величественная, устремленная ввысь вертикаль организует и завершает огромное, раскинувшееся вширь пространство.
Открывшаяся картина поражает ясностью, законченностью всех деталей.
Невозможно представить церковь перенесенной в иную обстановку, нельзя убрать ее из этого пейзажа - зрительный образ разрушится, лишенный организующего начала.
Успенская церковь — не просто высокая (хотя она действительно самая высокая из всех сохранившихся деревянных церквей — 42 метра).
Это величественное сооружение без украшений, без всего, что может отвлечь внимание от восприятия ее целостного образа.
Церковь видна из бескрайних просторов озера. Ранее, когда не было города, ее издалека видели путники, направлявшиеся к оживленной пристани: через Кондопогу везли железную руду для заводов Петрозаводска и мрамор для строек Петербурга.
Успенская церковь построена в то время, когда в России наивысшего расцвета достигла каменная архитектура, а деревянное зодчество доживало свои дни.
Это же время положило начало бурным политическим событиям: в Заонежье правительственные войска жестоко подавили восстание крестьян в Кижах (1769 - 1771 гг.), в котором принимали участие и крестьяне Кондопоги.
А вскоре по всей России прокатилась весть о бунте Емельяна Пугачева.
Тем более удивительным было появление Успенской церкви, построенной через четыре года после Кижского восстания. Она построена как дань лучшим древним традициям в деревянном культовом зодчестве, как памятник погибшим в стенах Кижского погоста крестьянам.
"Силуэт храма как будто бы зыбко дрожит, как пламя гигантской свечи, зажженной безвестным творцом над водами Онежского озера", - пишет А. Ю.Низовский в справочнике "Самые знаменитые монастыри и храмы России".
Все формы церкви устремлены вверх, соотношение их логично и просто.
Два высоко поднятых крыльца симметрично пристроены с юга и с севера.
С них вход внутрь церкви.
Небольшие сени ведут в просторную и светлую трапезную с резными скамьями и двумя мощными опорными столбами, поддерживающими продольные брусья потолка.
Большая трапезная могла вместить многих прихожан.
Сама церковь украшена иконостасом и расписным потолком.