Крестовоздвиженский собор Печать

Современная каменная кладбищенская церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, была заложена 16 июля 1848 года на месте старой деревянной церкви, разобранной в 1847 году.

Средства на постройку храма были выделены петрозаводским купцом Ефимом Григорьевичем Пименовым и рядом других благотворителей.

Церковь строили четыре года. 14 июля 1850 года она была увенчана Святым Крестом, а в течение ноября 1852 года, когда строительство уже близилось к концу, было совершено девять крестных ходов, во время которых петрозаводчане вносили в церковь новые иконы.

После всенощного бдения 29 декабря Высокопреосвященный Аркадий, архиепископ Олонецкий, торжественно освятил храм.


В Крестовоздвиженской церкви тогда было два престола: в честь Честнаго и Животворящего Креста Господня и в честь Вознесения Господня.

Второй был устроен позже, в 1856 году, усердием бывшего церковного старосты купца Петра Васильевича Аврамова.

Спустя 11 лет Петр Васильевич за свой счет пристроил в западной стороне храма два каменных помещения для архива и ризного имущества.


Источниками доходов для причта в XIX веке служили прежде всего доброхотные подаяния и часть средств, выручаемых от могильного сбора (плата за место для могилы на кладбище).

Казенное пособие не платилось. Также в пользу причта поступали проценты с банковских билетов.


К Крестовоздвиженской церкви были приписаны Свято-Троицкая деревянная церковь, стоявшая с ней в одной ограде, и каменная часовня на Кукковской горе в версте от храма.

Богослужения в них совершались летом и в престольные праздники. Каменная часовня на Кукковской горе была построена на месте деревянной часовни в 1879 году, усердием вдовы одного из главных устроителей Крестовоздвиженской церкви, Анны Николаевны Пименовой.


Сведений о жизни храма в дореволюционный период почти не сохранилось. Многие документы были уничтожены в 1950-е годы.

О событиях 1920-1950-х годов повествуют немногочисленные архивные документы.

В 1930 году из фондов храма на "нужды индустриализации" были изъяты девять колоколов общим весом 3,1 тонны. Позднее в храм была перенесена часть утвари из взорванного в 1936 году Святодуховского собора.


Крестовоздвиженская церковь оставалась открытой для богослужений до начала Великой Отечественной войны. Многие священнослужители были репрессированы, и службы отправлялись женщинами-прихожанками, которых именовали "матушками". Имя одной из таких "матушек" архивные документы донесли до нашего времени.

Староста Крестовоздвиженской церкви, бывшая монахиня Евдокия Григорьевна Малышева, проявила себя истинным ревнителем Православной веры, призывая людей к покаянию и крещению, став одним из инициаторов открытия православных храмов Петрозаводска после его освобождения в 1944 году.

После освобождения от финской оккупации, 31 октября 1944 года, Крестовоздвиженская церковь была передана верующим. Вскоре в ней появились свой настоятель и священнослужители.


Многие из приходивших в открывавшиеся после войны храмы диаконы и священнослужители прошли огненными дорогами войны. Часть из них, воспользовавшись послевоенным потеплением в отношении советской власти к патриотически настроенной части русской эмиграции, возвратились на Родину из Русского Зарубежья.

Такие люди были и среди служивших в Крестовоздвиженском храме.


Диакон Крестовоздвиженской церкви о.Лев Гусаренко, рукоположенный в сан в 1947 году, прошел годы войны боевым офицером от Москвы до Кенигсберга.

За мужество и героизм, проявленные при защите Отечества, был награжден орденом Красной Звезды.

Протодиакон о.Геннадий Егоров приехал в Петрозаводск в 1948 году после длительной эмиграции. В годы скитаний служил в православных приходах Турции, Болгарии, Франции, Германии и Китая. Владел семью языками!


Крестовоздвиженская церковь на длительное время стала главным храмом Петрозаводска и всей Олонецкой епархии.

Сегодня в ней три престола: в честь Честнаго и Животворящего Креста Господня, в честь Вознесения Господня и во имя св. прп. Антония Римлянина.

В храме упокоиваются мощи карельского святого прп. Елисея Сумского, частицы мощей святого прп. Антония Римлянина и святой вмц. Варвары.